Страна: Россия
Год: 2007
Премьера в России: 14 июня 2007
Жанр: драма
Режиссер: Алексей Балабанов
Сценарий: Алексей Балабанов
В ролях: Агния Кузнецова, Алексей Серебряков, Алексей Полуян, Мария Никифорова, Юрий Степанов, Александр Баширов, Леонид Громов, Анжелика Неволина и др.
Превью: 1984 год. Финал советской эпохи. Провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет. В этот же вечер в доме на окраине города происходит убийство. Оба расследования поручены капитану милиции Журову.
Автор рецензии: MaxFull
Много видел информации об этом фильме, кое-что читал, но исчерпывающей рецензии не видел. В голову сразу затёрлась мысль, значит, есть в фильме что-то такое, что лучше увидеть лично, чем сто раз прочитать. Видел изображение на dvd-коробке. Один раз всё же наткнулся на союзовское издание, правда бюджетное, что сразу же разочаровало отсутствием dolby digital. Зато вверху чёрным по красному написано: «полная режиссёрская версия», а внизу две надписи, которые не оставили меня равнодушным к покупке - «фильм-шок!» и «ограничение по возрасту 21+», как оказалось позже первая надпись с восклицательным знаком была глупа, потому как ничего шокирующего в фильме для меня не было.
С первых минут видно, что атмосфера в фильме передаёт конец советского периода, пожалуй, то время, когда в стране царил внутренний хаос в мыслях и поступках. Балабанов не стремится создать фильм который всем понравится, он просто делает то что считает нужным без оглядки на мнения других (это он уже доказал в своих предыдущих картинах), скрашивая своим особым стилем чётко переданную атмосферу. Фильм может кому-то понравится или нет (как например мне), но остаться равнодушным всё равно не получится, хотя бы потому что у режиссёра удаётся припугнуть и заинтриговать зрителя, а возможно вызвав чувство любопытства заставить смотреть дальше. Балабанов не стремится чётко раскрыть характеры героев, а заставляет зрителя самому их осмыслить, придти к своему личному мнению и уже поэтому задача написать однозначную позицию о фильме становится сложной.
Все главные персонажи в фильме хорошо запоминаются, особенно капитан милиции Журов. Ещё в начале фильма при первом его появлении на экране становится понятно, что не всё у него нормально, как оказалось позже это соответствует действительности. Журов не принимает за дикость извращения, для него в них нет слова «плохо», для него это норма жизни. Роль Анжелики особенно запоминается словами: «у меня папа секретарь райкома партии», а интонация с которой она это произносит говорит лишь о том, что все присутствующие должны в сей момент снять перед ней шляпы, но как оказалось ни одному человеку нет дела. Эта фраза произносится несколько раз вовсе не случайно, ведь страна и люди одни и те же, а осмысление этих слов воспринимается абсолютно по-другому, пожалуй, это и хотел показать Балабанов. Вот, например профессор, он в меру порядочный человек, а его характер отражает типичное советское мышление. Герой Алексея Серебрякова наиболее чётко чувствует перемены в стране, в подтверждение тому его последние слова: «Скоро всё изменится». Он протестует против старых идеалов и стереотипов. Остаётся лишь вопрос - зачем в фильме нужен тот паренёк в футболке СССР? Он был необходим, чтобы показать равнодушие ко всему происходящему, это становится понятно уже с первых его слов: «Наполовину грузин, но в Грузии не был», т.е. говоря проще ему всё равно на своё происхождение. Когда в машине осталась девушка, он пошёл пьянствовать и забыл про неё. Но ведь был у него и шанс всё исправить, когда он очнулся, то видел за шторкой уезжающего на мотоцикле Журова с Анжеликой, но проявил опять равнодушие к происходящему. Зато в самом конце фильма он на концерте Цоя и ему совершенно нет дела до того, что произошло вчера, а тот парень с которым он находится вместе на концерте такой же равнодушный. Понятно это становится из их диалога.
- Мы где-то виделись?
- Нет
- Зато у тебя футболка клёвая.
Хотя если смотреть картину внимательно, то в самом начале они здоровались. Футболка с надписью «СССР» в сюжете не с потолка взята и в понимании юношей эта надпись может ассоциироваться лишь с одним словом – «клёво». Такой тип мышления ждёт страну в дальнейшем, такой тип мышления будущего поколения.
Фильм «груз 200» после просмотра не оставит никого равнодушным, но покопавшись в героях оставляет двойственное впечатление. Назвать работу Балабанова «чернухой» язык не поворачивается.
Мои оценки:
ЗРЕЛИЩНОСТЬ: 7
СЮЖЕТ: 6
СТИЛЬ/АТМОСФЕРА: 9
ГЕРОИ/ПЕРСОНАЖИ: 9
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: 7
Мне фильм понравился. Передает атмосферу того времени. Вива Балабанов..