Правительством Украины утвержден проект нового конфайнмента для ЧАЭС. Сооружение будет состоять из оболочки типа "арка" высотой 108 метров, шириной 150, размер пролета - 257 метров - арку построят в отдалении от нынешнего саркофага, а затем "надвинут" на него.
Проектом предусмотрено оборудование нового объекта грузоподъемными и транспортными механизмам, системами жизнеобеспечения и контроля состояния "Укрытия", транспортными контейнерами для радиоактивно загрязненного строительного мусора. "Защитное сооружение - конфайнмент должен создать условия для превращения объекта "Укрытия" в экологически безопасную систему "с учетом изъятия остатков ядерного топлива и топливосодержащих материалов, выполнения работ по обращению с радиоактивными отходами и работ по демонтажу (либо усилению) нестабильных конструкций объекта", - цитирует Корреспондент.net соответствующий документ.
Сообщается, что технико-экономическое обоснование конфайнмента объекта "Укрытие" разработан международным консорциумом в составе Bеchtel (США), EDF (Франция) и Battelle (США) при участии ОАО "Киевский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Энергопроект", Государственного ННИ строительных конструкций и Межотраслевого научно-технического центра "Укрытие" Национальной академии наук. Согласно технико-экономическому обоснованию, новый конфайнмент обеспечит защиту персонала, населения и окружающей среды от воздействия источников ионизирующего излучения в течение ста лет.
Как мы уже сообщали, не оставлена без внимания и информационная составляющая политики обеспечения безопасности ЧАЭС - консорциум исполнителей с участием Чернобыльского центра по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии (Украина) и компании IBS (Россия) приступил к реализации проекта по созданию интегрированной базы данных объекта "Укрытие".
Понятно, что все эти мероприятия требуют значительных финансовых затрат. Ранее Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение инициировать обращение Верховной Рады к парламентам стран "Большой семерки" с претензиями по поводу недостаточного выполнения ими и странами-донорами своих обязательств по финансированию и реализации проектов по Чернобыльской атомной электростанции (в частности, проектов по выведению ЧАЭС из эксплуатации и преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему).
СНБО пришел к выводу, что отставание (составляющее около трех лет) в выполнении работ по строительству укрытия для отработанного ядерного топлива и инфраструктуры для вывода атомной станции из эксплуатации обусловлено тем, что страны "Большой семерки" не придерживались своих обязательств, в первую очередь, финансовых, сообщает ProUA.com.
СНБО также приводит факты неэффективного использования денег из Чернобыльского фонда "Укрытие", распорядителем которого был ЕБРР ("почти треть средств данного фонда была потрачена на непроизводственные нужды"). Кроме того, украинский Совбез напорминает, что и предусмотренный Оттавским меморандумом кредит на достройку энергоблоков на Хмельницкой и Ровненской АЭС в объеме $ 1,8 млрд., "...так и не был предоставлен".
Действительно, после закрытия ЧАЭС Украина осталась без обещанных миллиардов. Вместо этого Совет директоров ЕБРР 6 июля принял решение о предоставлении НАЭК "Энергоатом" под государственную гарантию кредита в размере $ 42 млн. на осуществление послепусковой программы модернизации и повышения безопасности на энергоблоках №2 Хмельницкой и №4 Ровненской АЭС. Вместе с кредитом от Евроатома размер "западных денег" на эти цели достигнет $125 млн.
При этом, как сообщил в интервью "Зеркалу Недели" исполнительный директор ЕБРР от Украины Юрий Полунеев, ключевые условия, за выполнением которых ЕБРР и Евроатом будут осуществлять непосредственный мониторинг, включают "достижение на момент пуска блоков ранее согласованного уровня безопасности, принятой в мире; осуществление послепусковой программы модернизации систем безопасности на Х2 и Р4; выполнение мер, направленных на доведение ядерной безопасности на всех 13 атомных энергоблоках в Украине до уровня, достигнутого на Х2 и Р4; оформление страхования ответственности за ядерный вред в соответствии с украинским законодательством и международными стандартами; создание и наполнение Фонда выведения из эксплуатации действующих в Украине АЭС".
"Кому-то покажется, что ЕБРР дует на холодную воду, - заявил Ю.Полунеев. - Возможно, и так. Однако в таком вопросе, как безопасность ядерной энергетики, в стране, пережившей чернобыльскую катастрофу, ничего не может быть слишком много".
________________________________________
ОБЪЕКТ "УКРЫТИЕ". НОВЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ КОНФАЙНМЕНТ
Строительство новой защитной оболочки или нового безопасного конфайнмента над объектом "Укрытие" является одним из важнейших условий преобразования "Укрытия" в экологически безопасную систему. Именно поэтому Shelter Implementation Plan (SIP)* - план преобразования объекта "Укрытие" - предусматривает в 21-й задаче проекта создание стратегии нового Безопасного конфайнмента (БК), цель которой - разработка стратегии безопасного надежного укрытия, а 22-й задачей проекта является строительство БК.
*SIP разработан в соответствии с "Меморандумом о взаимопонимании между правительством Украины, правительствами стран Большой семерки и Комиссией Европейского сообщества о закрытии "Чернобыльской АЭС", подписанным в декабре 1995 г. План одобрен на встрече стран Большой семерки в Денвере в июне 1997 г. и ратифицирован Верховной Радой Украины в 1998 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "БЕЗОПАСНЫЙ КОНФАЙНМЕНТ" (БК).
Законом Украины "Об общих основах дальнейшей эксплуатации и снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования разрушенного четвертого энергоблока этой АЭС в экологически безопасную систему определено:
"Конфайнмент - защитное сооружение, которое включает в себя комплекс технологического оборудования для извлечения из разрушенного четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС материалов, которые содержат ядерное топливо, обращения с радиоактивными отходами и другие системы, предназначенные для осуществления деятельности по преобразованию этого энергоблока в экологически безопасную систему и обеспечения безопасности персонала, населения и окружающей среды.
"Стратегия преобразования "Объекта "Укрытие", одобренная решением межведомственной комиссии по комплексному решению проблем Чернобыльской АЭС, протокол №2 от 12.03 2001 г. детализирует, что при проектировании и строительстве нового конфайнмента должны быть обеспечены:
1. Минимально необходимые изолирующие (от окружающей среды) свойства конфайнмента.
2. Наличие внутри нового конфайнмента минимально-необходимого технологического пространства и оборудования для первичного обращения с РАО (то есть для минимально-достаточной организации этих РАО).
3. Наличие технологического пространства и соответствующего оборудования для временного хранения уже организованных РАО".
ФУНКЦИИ БК.
1. Ограничение радиационного влияния на население, персонал, и окружающую среду установленными пределами при нормальной эксплуатации ОУ, нарушениях нормальной эксплуатации, аварийных ситуациях и авариях, включая аварии в процессе демонтажа нестабильных конструкций и будущего обращения с ТСМ и РАО.
2. Ограничение распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ, находящихся в ОУ. Эта функция должна выполняться при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, аварийных ситуациях и авариях и обеспечивается:
• Целостностью ограждающих конструкций БК на протяжении длительного периода эксплуатации (не менее 100 лет).
• Предотвращением обрушения нестабильных конструкций, находящихся в БК, путем демонтажа или усиления.
• Ограничением уровня воздушных неплотностей ограждающих конструкций.
• Ограничением поступления дождевой (ливневой) и талой воды.
Это ограничение позволяет снизить деградационные процессы строительных конструкций, ТСМ и металлоконструкций.
• Защитой приповерхностных грунтовых вод от загрязнения радиоактивными веществами, находящимися под оболочкой БК.
3. Функция технологического обеспечения:
• условия для демонтажа нестабильных конструкций;
• условия для будущего извлечение ТСМ и РАО;
• условия для удаления накопившейся воды в огражденном пространстве;
• условия для текущей эксплуатации ОУ, включая модернизацию технологических систем и систем контроля, их ремонт и техобслуживание;
• условия для выполнения мероприятий по контролю и техобслуживанию на площадке ЧАЭС и ОУ;
• условия для ограничения последствий конденсационной влаги.
4. Функции контроля:
• Контроль параметров ядерной безопасности
• Радиационный контроль
• Пожарная сигнализация
• Контроль состояния строительных конструкций и оснований
• Контроль состояния ТСМ
• Сейсмический контроль
• Эксплуатационный контроль новой локализующей оболочки
• Контроль и управление технологическими процессами.
5. Функция физической защиты:
• недопущение несанкционированного доступа к ТСМ и РАО и их использования;
• своевременное выявление и прекращение действий, связанных с несанкционированной деятельностью с ТСМ и РАО;
• реализацию мероприятий для функционирования системы гарантий МАГАТЭ.
СОСТАВ КОМПЛЕКСА БЕЗОПАСНОГО КОНФАЙНМЕНТА.
В соответствии с выполняемыми функциями в состав нового безопасного конфайнмента будут включены:
1. Новая ограждающая конструктивная оболочка.
2. Строительные конструкции существующего ОУ.
3. Система эксплуатационного контроля оболочки.
4. Система энергообеспечения.
5. Система пожаротушения.
6. Система отвода дождевых (ливневых) и талых вод.
7. Интегрированная автоматизированная система контроля (ИАСК) в составе следующих первичных систем:
• система контроля состояния строительных конструкций;
• система сейсмического контроля;
• система контроля ядерной безопасности;
• стационарная система радиационного контроля.
8. Оборудование для дистанционного демонтажа нестабильных конструкций и подготовки конструкций к утилизации.
9. Участок переработки нестабильных конструкций (измельчение, дезактивация, разделение, упаковка, размещение в буферном (промежуточном) хранилище или отправка на захоронение в хранилища зоны отчуждения).
10. Буферное (промежуточное) хранилище РАО в упаковках.
11. Система пылеподавления.
12. Система ввода нейтронно - поглощающих растворов.
13. Пути эвакуации персонала и запасные выходы в случае пожара и в условиях аварийных ситуаций и аварий.
14. Установки для дезактивации при техническом обслуживании на месте.
15. Система физической защиты.
16. Щит централизованного контроля и управления.
17. Местные щиты контроля и управления.
Вышеприведенный перечень конструкций, систем, участков и оборудования будет уточняться на стадиях проектирования, а также будет учитывать возможности использования зданий, сооружений, систем и оборудования, имеющегося на площадке ЧАЭС.
БК с точки зрения обеспечения промышленной безопасности характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от обычных промышленных объектов:
• наличием нестабильных строительных конструкций ОУ;
• сложными радиационными условиями, которые обуславливают высокую интенсивность выполнения работ и значительную сменность персонала;
• применением нестандартных технологий, оборудования, инструмента и приспособлений.
Безопасный конфайнмент в виде многофункционального объекта со сроком службы 100 и более лет дает возможность осуществить в будущем извлечение топливосодержащих масс, их кондиционирование с дальнейшим безопасным хранением.
ВЫБОР КОНЦЕПЦИИ БК.
Анализ практически всех известных альтернативных предложений по преобразованию ОУ был выполнен в документе, разработанном по программе "TACIS" группой международных экспертов из стран Европейского содружества, США, Украины, России и Японии, "Chernobyl Unit 4 Short and Long Term Measures. Final Report" 24 November 1996 г.
На основании этого анализа, а также отчетных документов, разработанных в рамках ПОМ, все существующие концепции были разделены на группы, основывающиеся на сходстве признаков, а именно:
• Концепции, не предусматривающие создание новой локализующей оболочки, с тем, чтобы использовать часть/части существующего ОУ путем стабилизации или ремонта существующих строительных конструкций.
• Концепции, предусматривающие создание новой локализующей оболочки, с тем чтобы обеспечить условия для демонтажа нестабильных конструкций и раннего (начало в течение 15 лет и завершение не позднее 100 лет) извлечения ТСМ и обращения с РАО.
• Концепции, предусматривающие отложенное (более чем на 100 лет) извлечение ТСМ и обращение с РАО.
На основании проведенного анализа из 12-ти концепций отобраны три концепции безопасного конфайнмента, которые наилучшим образом соответствовали следующим требованиям и критериям:
• Дозовые нагрузки в ходе строительства.
• Обеспечение Ядерной безопасности.
• Максимальная локализация радиоактивных материалов внутри БК.
• Объемы земляных работ и радиоактивных отходов, образующихся в ходе строительства/создания БК.
• Объемы РАО, связанные с выводом БК из эксплуатации.
• Требования с точки зрения стоимости и графика.
• Соответствие применимым нормативным требованиям Украины.
В результате проведенной оценки для дальнейшей проработки были отобраны 3 следующие варианта:
1. Малогабаритный конфайнмент (РАМА);
2. АРКА (СВОД);
3. Док-Кессон (КОНСОЛЬ).
Международная Консультативная Группа рассмотрела различные варианты БК и пришла к выводу, что на сегодняшний день существует достаточно доступной информации, для того чтобы выбрать один вариант БК для дальнейшей проработки на следующем этапе проектирования. По мнению МКГ все три варианта НБК реализуемы, при этом концепция конфайнмента типа АРКА лучше всего удовлетворяет ключевым функциональным требованиям.
После тщательного анализа предложенных вариантов НБК 26.03.2001г. НАЭК "Энергоатом" было принято программное решение П10, определившее концепцию стальной арки для НБК (вариант "АРКА").
Данное решение было утверждено Украинским Правительством, Клиентом, согласовано ЕБРР, Международной консультативной группой и Группой Украинских Экспертов.
Концепция стальной арки для НБК (вариант "АРКА")
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ БК.
В соответствии с базовым графиком реализации проекта SIP строительство Нового Безопасного Конфайнмента запланировано на период с марта 2004 г. по сентябрь 2006 г.
Основными этапами реализации стратегии после принятия ключевого решения П10 являются следующие:
1. Завершение концептуального проекта и разработка предварительного отчета по анализу безопасности.
2. Разработка детального проекта НБК и промежуточного отчета по анализу безопасности, получение разрешения регулирующих органов на строительство.
3. Строительство НБК и разработка окончательного отчета по анализу безопасности.
4. Ввод в эксплуатацию.
В настоящее время в рамках утвержденного технического задания консорциумом "Bechtel", "EDF" и "Battelle" ведется разработка проектных критериев и концептуальное проектирование НБК.
Параллельно разработке концептуального проекта НБК планируется провести предварительную квалификацию потенциальных подрядчиков на детальное проектирование и строительство НБК.
Источник: pripyat.com